Сколько детей не произносит букв, путает слоги, сколько их с бедным словарем, как многие выражаются аграмматически, что затрудняет овладение ими правильной речью и влечет за собой общую неуспеваемость. Да разве только буквы! Логопед работает над пополнением лексики, над грамматическим оформлением. Над усвоением ребенком словосочетаний, над овладением связью слов в предложении, над развитием и совершенствованием связной устной речи.
На одном из уроков тема была «Единицы измерения времени». Урок начался с вопроса: «Ребята, что такое время?». Руки потянулись сейчас же. Тут было все: и временное, и философское понимание, и недопонимание, но в обсуждении участвовал весь класс. Один мальчик в ответ на этот вопрос грустно вздохнул и сказал: «… оно проходит!». Я удивилась грамотности речи учащихся — видны каждодневная тренировка, работа учителя.
Школьный кабинет для логопеда оборудован с полным знанием дела: стол для занятий, зеркало, компьютер, книги, картины, муляжи, игрушки — все это учитель сделал сам.
Наталья Валерьевна объясняет мне: «Учащихся с речевым недоразвитием, имеющих отклонения, я условно делю на три группы. Первая — учащиеся с отклонениями в речевом развитии, касающимися фонетических дефектов. Среди этих ребят неуспевающих практически нет. Вторая группа — с отклонениями не только в звукопроизношении, но и в дифференциации звуков. Среди них часто встречаются неуспевающие по русскому языку и другим предметам. А третья группа — это ребята с недоразвитием лексико-грамматических средств языка. Эти ребята испытывают большие трудности в овладении чтением и письмом, стойко не успевают.
Свою работу Наталья Виноградова начинает с диагностики и определения дефекта. Формирует группы, выбирает стратегию урока. Развивая речь, ликвидирует нарушения, корректирует двигательную, дыхательную и другие сферы детского организма. Педагог закрепляет неречевые и речевые навыки, тренирует память и внимание. Ну и, конечно, компьютерные технологии…
Наша Наталья Валерьевна постоянно взаимодействует с учителями, врачами, психологами, что позволяет ей успешно проводить профилактику и оздоровление. Она проводит консультации, открытые занятия, участвует в семинарах. Ею разработаны программа по экологическим играм, электронный учебник по развитию речи и логического мышления младших школьников…
— Это учитель XXI века, знающая, умелая, толерантная, — говорит о ней заместитель директора школы Ольга Анатольевна Шугальская.
А я думаю: какое счастье, что Наталья Валерьевна не только учитель нашей гимназии-комплекса № 70, но и старший преподаватель, магистрант КГУ им. И. Арабаева. Скольким студентам передаст она свой опыт, свою любовь к этой профессии!
Зоя АНДРЕЕВА.