УВК ШГ №70 Учебно-воспитательный комплекс школа-гимназия №70

Логопедическая работа в гимназии

БИЛИМ, ТАРБИЯ, АДЕП

№1, 2006

Логопедическая работа в гимназии

Виноградова Н.В., логопед ГК №70

Все затруднения делаются легкими, когда их изучишь.

В. Шекспир

В последнее время актуальными являются вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям младшего школьного возраста. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи (дислалия, дизартрия, ОНР). В связи с этим возрастает необходимость совместной работы логопеда, психолога, учителей начальных классов по предупреждению речевых нарушений у детей. Проведенное в начале учебного года изучение первоклассников показало, что те трудности, с которыми они сталкиваются при усвоении школьного материала, обусловлены не только речевым недоразвитием, но и уровнем сформированности основных психических процессов.

Работа на школьном логопедическом пункте включает в себя несколько направлений: преодоление имеющихся нарушений речи у детей; предупреждение возможных вторичных нарушений речи; профилактика (пропедевтика) речевых нарушений до их возникновения; совершенствование разных сторон и качеств речи при отсутствии нарушений; параллельная коррекция и доразвитие других психических функций, таких как слухоречевое и зрительное внимание, зрительная и речевая память, словесно-логическое мышление. Зачастую вся логопедическая работа воспринимается только как некие действия, прямо направленные на устранение неправильного произношения

у детей. Это понятно, так как нарушения звукопроиз-ношения воспринимаются окружающими в первую очередь и вызывают наибольшие беспокойства родителей ребенка. Но при таком подходе к логопедической работе зачастую не рассматриваются другие направления работы логопеда. Одним из важнейших направлений является профилактика и предупреждение речевых нарушений у детей. Каковы же причины возникновения речевых нарушений?

Среди последних можно выделить:

— ухудшение экологической обстановки;

— региональные особенности Кыргызстана по йодо — и фтородефицитности;

— увеличение числа патологий беременности;

— увеличение количества родовых травм;

— ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости;

— различные социальные причины.

Хотелось бы отдельно остановится на социальных причинах появления речевых нарушений. Прежде всего следует отметить снижение уровня языковой культуры общества в целом. Наши дети зачастую слышат вокруг себя не только неправильно оформленную речь, но и далеко не литературные выражения. В некоторых случаях оставляет желать лучшего содержание и речевое оформление программ масмедиа.

Неправильное речевое окружение и воспитание также может являться причиной возникновения у детей дефектов речи (по типу искажения). При таком положении вещей ребенок младшего школьного возраста не в состоянии воспринять языковую норму родного языка, артикуляционные уклады звуков слышимой речи, у него формируется неправильное или неточное восприятие речевых звуков. А это в свою очередь приводит к появлению дефектов звукопроизношения.

Нарушения звуковой культуры речи, возникшие в этом возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой целый ряд вторичных нарушений речи: недоразвитие фонематического слуха, задержанное формирование навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов, обеднение словаря ребенка, нарушение грамматического строя речи. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка в целом. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.

Как отмечалось ранее, речь ребенка формируется в процессе общения с окружающими его взрослыми. В этом смысле большая роль в формировании правильной речи детей принадлежит учителям начальных классов гимназии. Если одной из задач логопеда является коррекция, исправление дефектов речи при неправильном речевом развитии ребенка, то задачей учителя начальной школы является формирование речи детей при нормальном речевом развитии.

В центре внимания и решения основных задач школьного логопедического пункта находится: развитие всех сторон устной речи — словаря, грамматического строя, связной речи, звукопроизношения.

Логопедические занятия в гимназии строятся таким образом, чтобы учащиеся сами могли определить тему, назвать цели, сделать тот или иной вывод, привести примеры, обосновать свой ответ.

Большое внимание уделяется развитию связной речи, что в свою очередь способствует развитию мышления у школьников.

Мной был собран материал, систематически используя который, можно добиться хороших результатов в развитии и коррекции речи учащихся начальных классов гимназии, тем самым повысить их уровень в обучении.

Упражнения, призванные совершенствовать речевые способности, мышление и одновременно развивать внимание, память, наблюдательность школьника, можно включать в содержание любого занятия. Проблема развития речи и основных психических процессов требует длительной, целенаправленной работы, поэтому эпизодическое использование таких упражнений не принесет желаемого результата.

В этой связи одной из главных задач работы логопеда гимназии-комплекса становится организация взаимодействия различных специалистов (логопеда, учителей-предметников, учителей начальной школы, психолога, врачей и родителей) с целью создания эффективных условий для правильного развития речи детей.